Несчастный случай на производстве: правовые последствия

Опубликовано: 25.10.2018

видео Несчастный случай на производстве: правовые последствия

Когда работник может быть уволен без его желания? Трудовой кодекс. Юридическая консультация СПб

Дата выхода дайджеста - 07.09.2012.



В соответствии с требованиями охраны труда работодатель несет ответственность за безопасность своих сотрудников с начала деятельности предприятия. Как известно, ни одна организация не застрахована от несчастных случаев, поэтому работодатель обязан знать, как поступить в той или иной ситуации, какие меры предпринять при возникновении таких ситуаций, как все правильно оформить и самое главное - каковы правовые последствия несчастного случая на производстве. 


Дела Судебные - выпуск 7

Если несчастный случай на производстве произошел, работодателю следует помнить что:

1.Установить, связан несчастный случай с производством или нет, по условиям  статьи 229.2 ТК РФ  вправе только комиссия в ходе расследования, которое должен организовать работодатель ( абзац 6 статьи 228  ТК РФ).


ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ

2.Лицо, которое непосредственно отвечает за охрану труда на объекте, где произошел несчастный случай (например, руководитель отдела, начальник участка), не может быть включено в состав комиссии ( часть 3 статьи 229 ТК РФ). В ходе расследования несчастного случая наряду с другими фактами будет выясняться его причастность к происшедшему ( часть 1 статьи  229.2 ТК РФ). Если будет установлено, что лицо нарушило свои обязанности, не обеспечив безопасность труда на вверенном ему объекте, ему грозит административная ( статья 5.27  КоАП РФ) или уголовная ( статья 143  УК РФ) ответственность. 

3.Пострадавший и (или) его представитель (доверенное лицо) не должны входить в состав комиссии по расследованию несчастного случая ( часть 1,2 статьи  229 ТК РФ,  Определение  Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1517-О-О). Однако они вправе лично участвовать в расследовании ( часть 10, 11 статьи 229  ТК РФ).

4. Численность и состав комиссии  могут меняться в зависимости от тяжести несчастного случая, количества пострадавших, степени полученных ими повреждений, а также от того, физическим или юридическим лицом является работодатель. Но в любом случае комиссия должна состоять из нечетного числа человек (п. 8 Положения о расследовании несчастных случаев).

5.Работник должен быть ознакомлен с инструкцией по охране труда под подпись ( абзац 21 части 2 статьи 212  ТК РФ). Она может быть выдана работнику на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешена на рабочем или в ином месте, доступном для работника (в соответствии  с пунктом. 5.10  Постановления Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда") Факт выдачи инструкции работнику отражается в соответствующем журнале, форма которого приведена в  приложении N 10  Постановления Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80.

6.О происшедшем несчастном случае работодатель, в соответствии  со статьей 228  и  статьей 228.1  ТК РФ, обязан проинформировать уполномоченные организации: ФСС, Государственную инспекцию труда и другие.  Перечень таких организаций и срок, в течение которого необходимо направить извещение о несчастном случае, зависят от степени тяжести несчастного случая.

7.Если работодатель не сообщит в орган ФСС о страховом случае (вызванном несчастным случаем), ему грозит административная ответственность в виде штрафа ( статья 15.34  КоАП РФ), размер которого для организаций составляет от 5000 до 10000 руб., для должностных лиц - от 500 до 1000 руб., для граждан - от 300 до 500 руб.

8.В ситуации, когда несчастный случай происходит с гражданином, который выполняет для организации работу по гражданско-правовому договору, содержащему условие об уплате страховых взносов, расследование должен вести государственный инспектор труда (в соответствии  с частью 1 статьи  227 ТК РФ и  пунктом 16  Положения о расследовании несчастных случаев). Если в ходе расследования договор, заключенный с пострадавшим, будет признан трудовым, инспектор ГИТ должен будет направить материалы расследования в суд, чтобы определить характер правоотношений между гражданином и организацией. Оформлять несчастный случай инспектор труда будет в зависимости от решения суда ( абзац 3 пункта 28  Положения о расследовании несчастного случая).

9.Специалист по охране труда должен пройти специальное обучение по охране труда и при отсутствии высшего профессионального (технического) образования иметь опыт работы в этой области ( пункт 17  Приложения к Постановлению Минтруда России от 08.02.2000 N 14). Если в организации такого штатного специалиста нет, то в соответствии с  частью 3 статьи 217  ТК РФ, его обязанности может исполнять сам руководитель организации, уполномоченный им работник либо организация или специалист, которых работодатель может привлечь для оказания услуг в области охраны труда по гражданско-правовому договору 

10.В зависимости от обстоятельств происшествия и характера повреждений здоровья пострадавших расследование несчастных случаев проводится в течение трех дней (если пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными  квалифицирующими признаками  к категории легких), расследование иных несчастных случаев проводится в течение 15 дней. Срок расследования следует исчислять в календарных днях, начиная со дня издания приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая ( пункт 19  Положения о расследовании несчастных случаев).

11.Срок давности для расследования несчастного случая, произошедшего с работником на производстве, не определён ( часть 1 статьи 229.3  ТК РФ,  п. 25  Положения о расследовании несчастных случаев). Следовательно, если работник сообщит работодателю о полученной им травме только после того, как сам обратится в больницу или даже по окончании временной нетрудоспособности, отказать ему в расследовании несчастного случая работодатель не вправе. 

12.Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки невозможно (так как придется привлечь к рассмотрению его обстоятельств экспертные организации, органы дознания, следствия или суд), то решение о продлении срока расследования принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений ( часть 2 статьи 229.1  ТК РФ).

13. Если по объективным причинам завершить расследование в установленный срок невозможно, председатель комиссии обязан своевременно проинформировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования ( п. 20  Положения о расследовании несчастных случаев).

14. После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (в соответствии с  частью 5 статьи 230 ТК РФ ,  пунктом 26  Положения о расследовании несчастных случаев). Акт, которым оформляют расследование группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) ( форма 4 ), работодатель утверждать не должен. Достаточно подписей лиц, проводивших расследование ( абзац 1 пункт 28  Положения о расследовании несчастных случаев).

В соответствии со статьей  227 ТК РФ  и  пунктом 9  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" для правильной квалификации несчастного случая необходимо наличие следующих признаков:

1.пострадавший - это работник или иное лицо, участвующее в производственной деятельности работодателя, в том числе то, которое подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть 1, 2 статьи 227 ТК РФ);

2.происшедшее событие указано в перечне событий, которые квалифицируются как несчастные случаи (ч. 3 статьи 227 ТК РФ);

3.обстоятельства происшедшего события (время, место и др.) соответствуют обстоятельствам, перечисленным в части 3 статьи 227 ТК РФ;

4.результат происшедшего события - одно из последствий, указанных в  абзаце 1 части 3 статьи 227 ТК РФ.

Если в организации произошел несчастный случай, работодатель в соответствии со статьей 228 ТК РФ обязан:

1) оказать пострадавшему первую помощь, а при необходимости - доставить в больницу;

2) принять необходимые меры для предотвращения аварии или чрезвычайной ситуации;

3) сохранить обстановку на месте несчастного случая, а если это невозможно - зафиксировать ее;

4) уведомить о происшедшем соответствующие контролирующие органы, а если несчастный случай признан тяжелым или пострадавший умер, сообщить его родственникам. 

5) организовать расследование несчастного случая. 

 

Документы, представленные в дайджесте, включены в Систему "КонсультантПлюс".

Нормативная база:

Навигация сайта
Реклама
Панель управления
Календарь новостей
Популярные новости
  • Вестник Томского государственного университета.
    Вестник Томского государственного университета : общенаучный периодический журнал / учредители Томский государственный университет и [др.] ; гл. ред. Г. В. Майер. — Томск : Томский государственный

    2.3. Методы государственного регулирования экономики
    Дидковская. Государственное регулирование экономики (2006) Методы ГРЭ - это совокупность способов, приемов и средств государственного влияния на социально-экономическое развитие краини. Госконтракт

    Государственный университет - Высшая школа экономики
    К сожалению, станция метро, к которой ближе всего находитя Государственный университет — Высшая школа экономики не была указана. К сожалению, телефон компании Государственный университет — Высшая школа

    Рынок и государство: необходимость государственного вмешательства в экономику
    Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной фор­мой организации экономики. Это объясняется

    7.5. Эффективность государственного регулирования экономики
    Эффективность государственного регулирования экономики экономисты связывают с экономическим ростом и повышением благосостояния населения. В качестве интегрального показателя рассматривают экономическую безопасность

    1.3 Нормативно – правовое обеспечение государственного финансового регулирования экономики
    Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы финансового регулирования экономики, можно разделить на следующие группы: 1) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между

    МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ
    Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.Государственные расходы считаются одним из важных элементов

    Административная экономика
    Административная экономика – это система общественных взаимоотношений, отличающаяся высоким уровнем централизации всех форм хозяйственной деятельности. Возникновение и развитие характерно для стран,

    Основные направления государственного регулирования экономики
    Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических

    Методы государственного регулирования экономики
    Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов,

  • Информация
    rss